Выставка посвящена истории Елагиноостровского дворца и ЦПКиО им. С. М. Кирова в годы Великой Отечественной войны и восстановительным работам в послевоенное время.
Проект подготовлен на основе документов из фондов Елагиноостровского дворца-музея (ЕОДМ), Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб), Центрального Государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга (ЦГАНТД СПб) и Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб).
При подготовке сопроводительных текстов использована статья О. Ю. Комаровой «История возрождения Елагиноостровского дворца после Великой Отечественной войны. Новое назначение Дворца в XX веке».
Во время Великой Отечественной войны, 16 января 1942 года, вследствие артобстрела дальнобойных орудий в здание дворца попали три снаряда. Из них два снаряда пробили кровлю, междуэтажные перекрытия и разорвались в подвале, причинив значительные повреждения в Передней (ныне Главный вестибюль). Третий снаряд частично разрушил каменную лестницу восточного фасада. Разрушения здания дворца от попадания снарядов были значительными, но основной урон зданию нанес пожар, который возник на следующий день.
Огнем были уничтожены крыша, деревянные перекрытия, деревянная резная лестница, дверные и оконные заполнения, внутренняя отделка интерьеров: живописные плафоны, двери, искусственный мрамор, лепнина, резной декор, паркеты.
В 1943 году сотрудниками Государственной инспекции по охране памятников г. Ленинграда (ГИОП) были организованы работы по сохранению уцелевших участков здания. Была выполнена фотофиксация разрушений Елагиноостровского дворца, произведена фиксация сохранившихся деталей отделки дворца. Остатки росписей и лепки были зарисованы, и с них сняли кальку.
В 1945 году, несмотря на трудности послевоенного времени и значительные разрушения, Государственной комиссией было принято решение о восстановлении Елагиноостровского дворца.
С 1936 года до Великой Отечественной войны в помещениях дворца размещалась База однодневного отдыха для передовиков производства. После войны назначение дворца должно было оставаться прежним. В связи с этим перед архитекторами – авторами проекта восстановления дворца В. М. Савковым и М. М. Плотниковым была поставлена задача: спроектировать восстановление здания с учетом приспособления его для базы отдыха.
Проект восстановления дворца включал в себя следующие задачи:
1. Фасады здания, включая и верхнюю колоннаду, реставрировать в авторской подлинности.
2. Максимально сохранить старую планировку дворца.
3. Все подсобные помещения разместить в цокольном этаже.
4. Отделку парадных комнат восстановить по сохранившимся деталям, архивным материалам и имеющимся оригинальным чертежам строителя здания.
5. Допустить отделку внутренних помещений здания, исключая парадные комнаты, в соответствии с новым назначением здания – база отдыха.
В период послевоенного восстановления Елагиноостровского дворца зарождалась знаменитая на весь мир ленинградская школа реставрации. Многие методики и приемы научной реставрации памятников архитектуры отрабатывались мастерами впервые именно на этом объекте. Сюда были привлечены лучшие специалисты Ленинграда: архитекторы, инженеры, историки архитектуры, живописцы, скульпторы, художники по текстилю, столяры-краснодеревцы, резчики, позолотчики, каменщики, паркетчики и другие. В сложных условиях, без центрального отопления и электричества, невзирая на лишения, эти люди были объедены высокой целью – возродить красоту, созданную мастерами прошлого.
В 1954 году одной из первых была восстановлена роспись плафона и фриза в технике гризайль в Главном вестибюле. Восстановительные работы проводились бригадой живописцев Я. А. Казакова. Над воссозданием погибших при пожаре росписей Фарфорового кабинета и Голубой гостиной, выполненных выдающимися мастерами А. Виги и Дж.-Б. Скотти, работали художники-реставраторы Л. А. Любимов, А. Н. Ступин, В. Г. Корбан, Б. Ф. Борзин.
При воссоздании живописных сюжетных композиций и орнаментов реставраторы использовали фотографии фрагментов интерьера до разрушения, подготовительные картоны и эталоны. Многие краски сохранившихся фрагментов росписей изменили свой цвет вследствие действия высокой температуры, кроме того потемнели от копоти. Для подыскания цветовой гаммы реставраторы обратились к живописи в Михайловском дворце (Государственный Русский музей), Главном штабе, дворце Юсуповых. Также для подготовки ряда живописных сюжетных композиций обратились к изучению росписи Голубой гостиной дома Бобринских, Дома Учителя (Белая гостиная) и в Отдел рисунка Государственного Эрмитажа.
Скульпторы изучали немногочисленные фрагменты скульптурного убранства, фотографии, аналогии в других дворцах. В 1955 году к воссозданию скульптурного декора приступили скульпторы Э. П. Масленников и Г. Л. Щелкина. На молодых художников легла огромная ответственность. Предстояло за короткий срок на основе фотоматериала выполнить подготовительные модели в глине для будущих гипсовых композиций Столового зала, Овального зала и Вестибюля, повторив пластику, стилистику работы В. Демут-Малиновского и С. Пименова.
В ходе послевоенного восстановления дворца расширился объем лестничных помещений первого и второго этажей за счет утилитарных комнат, примыкавших к бывшим личным покоям императрицы: Уборной, Ванной и Проходной. Там, где исторически размещались две лестницы: чугунная до третьего этажа и деревянная до второго этажа, теперь устроили парадную мраморную лестницу с двумя маршами. Между вторым и третьим этажами возвели перекрытие. В результате этого на первом этаже появился необходимый для Базы отдыха Кассовый вестибюль.
Решение разместить во дворце Базу отдыха не позволило реставраторам вернуть зданию полноценный исторический облик. В третьем этаже над центральным залом нужно было предусмотреть расположение биллиардной.
В центральной части третьего этажа располагалась Домовая церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Убранство церкви в связи с новым назначением (биллиардная) претерпело существенные изменения. Плафон церкви лишился религиозных сюжетов, вместо них всю центральную часть плафона и полусферы было решено расписать кессонами в технике гризайль.
В мае 1958 года, когда на первом этаже продолжались реставрационные работы, открылась База отдыха одного дня. В декабре 1960 года Государственная комиссия приняла возрожденный Елагиноостровский дворец. Художественные интерьеры первого этажа стали использоваться для проведения различных выставок. После ликвидации Базы отдыха в сентябре 1987 года в Елагиноостровском дворце был организован Музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера конца XVIII – начала XX веков.
Во время Великой Отечественной войны на Елагином острове базировался 8-й дивизион катеров-тральщиков Краснознаменного Балтийского флота (катеров охраны водного района). С пристани, недалеко от Второго моста, маломерные суда с экипажем уходили тралить – очищать воды Невской губы и Финского залива от якорных и донных мин. Делалось это для обеспечения проводки судов с воинскими подразделениями, доставки боеприпасов и провизии к осажденному городу. Операции по боевому тралению продолжались и после снятия блокады Ленинграда.
Во время блокады Ленинграда ЦПКиО им. С. М. Кирова был закрыт для посетителей. По решению Исполкома Ленгорсовета после почти трехлетнего перерыва парк открылся в июле 1944 года. К открытию парка развернулись подготовительные работы, в ходе которых были засыпаны траншеи, перепланированы газоны, снесены пришедшие в негодность деревянные строения. К открытию парка на центральной двухметровой аллее появились клумбы, на мраморных пьедесталах были установлены бронзовые скульптуры. За годы войны пляж ЦПКиО был сильно запущен, к открытию парка туда было завезено около 500 кубометров песка. Был отремонтирован летний театр и построена концертная эстрада, проведены работы по радиофикации и освещению. Большую работу по восстановлению парка выполнили моряки Краснознаменного Балтийского флота.
В день открытия парка, 9 июля 1944 года, самым оживленным местом стал пляж, юноши и девушки купались в Невке, загорали. В этот день работали кинотеатр, шахматно-шашечный клуб, библиотека-читальня, ресторан. В летнем театре выступали артисты Театра оперы и балета им. С. М. Кирова.
После открытия в парке проводились спортивные соревнования, выставки. 20 августа 1944 года на Масляном лугу состоялось празднование Дня авиации.
Вы успешно подписаны.
Что-то пошло не так.