Доминанта дворцово-паркового ансамбля. Еще в XVIII веке он использовался для праздников и гуляний. При Елагине луг был превращен в партерный сад, засаженный цветами. Росси и Буш полностью уничтожили регулярную планировку, заменив ее огромным полем со свободными, плавными контурами. С северной стороны луга Росси компонует служебные корпуса, декорируя их как парковые павильоны, которые он размещает так, чтобы ощущение монументальности возрастало от здания к зданию по направлению ко дворцу. Вокруг Масляного луга была проложена «Каретная дорога» в три сажени.
Прилегает с северо-западной стороны непосредственно к Новому английскому парку. Роща занимает большую часть острова. В нее входит собственно лесной массив и два больших вновь выкопанных пруда.
Пейзажи Рощи решены цельным массивом без включения дорог и дорожек, что дает возможность просмотра всего пространства. Средняя часть Рощи окружена по всему контуру широкой ездовой дорогой. Большую роль в формировании пейзажей Рощи играют вековые дубы, липы и ели. Использованием в оформлении лесного массива Рощи преимущественно местных пород деревьев, тем самым подчеркивается величие и мощь северной природы. Создание разнообразных природных картин, безупречность решения парковых пространств Рощи говорит о редком мастерстве и таланте строителей парка.
Является самой старой частью парка. Эта часть парка предназначалась для прогулок императрицы Марии Федоровны, и допускались сюда лишь приближенные. Интимное назначение определило планировку сада, решенную в мелких формах. Узкие разноцветные прогулочные дорожки извилистыми полосами разбивали сад на отдельные участки. Пейзажи каждого из них отличались изяществом, тонкостью проработки деталей. На композиционное решение Собственного сада оказало влияние и его месторасположение. Он расположен в прибрежной части острова между Большой и Средней Невками, отчего размещение архитектурных и растительных форм осуществлялось с учетом восприятия с противоположного берега Каменного острова. Центр композиции Собственного сада ориентирован на восточный фасад дворца, у подножия которого простирается живописная поляна.
Участки Собственного сада, примыкающие к боковым фасадам дворца, решены по-разному. Южная часть как бы служит продолжением поляны перед дворцом. Она декорирована группами и отдельно стоящими деревьями, куртинами сирени обыкновенной, цветниками из оранжерейных растений.
Пейзажи северной стороны дворца, наоборот, загустили. Их скомпоновали вокруг отдельно стоящих вековых дубов, групп серебристых ясеней, клёнов и декоративных кустарников. Дороги огибают поляны с куртинами из декоративных кустарников, группы деревьев и плотные массивы насаждений, чтобы обеспечить эффект внезапно открывающегося вида на Павильон под флагом – одно из самых совершенных творений парковой архитектуры. Павильон отмечает место разлива Невы, где она делится на два рукава. Место его постройки исключительно удачно. Отражаясь в воде, он издалека привлекает к себе внимание.
От павильона прогулочная дорога проходила между побережьем Невки и берегом большого пруда, сложной формы (I северный пруд), который состоял как бы из двух самостоятельных прудов, соединенных между собой узкой длинной протокой.
Несмотря на многообразие частей и пейзажей Собственного сада, он составлял единое художественное целое.
Занимает территорию к югу от Собственного сада, вдоль южного побережья острова, как сказано в описи от 1826 г., занимал «старый пешеходный аглицкий сад, насаженный российскими, частию и иностранными кустами, деревьями и цветами». Сад создавался еще во времена И.П. Елагина, когда на смену регулярным паркам пришли пейзажные. Елагин, согласно моде, подверг перепланировке свой остров, оставив только перед домом регулярный партер. В «аглицком» саду были «прорыты каналы, лес разбит аллеями и украшен различными беседками, гротами и памятниками в честь друзей знаменитого хозяина». Архитекторы не внесли сколько-нибудь значительных изменений в планировку этой части парка, поэтому и названа она была Старый английский сад. Старый английский сад отграничили широкой каретной дорогой и деревянным «палисадом». В сад можно было войти через четыре входа, находившихся на скрещении прогулочных дорог. Основным композиционным стержнем служили пруды сложной конфигурации, с глубоко врезающимися в водную поверхность мысами и островами, расположенными вдоль побережья, миниатюрными заливами и бухточками.
Пейзаж одного из островов акцентирован каменной беседкой простых классических форм. Построенная еще при Елагине, она была переделана и заново окрашена в тон строений всего ансамбля.
На территории старого английского сада размещались и другие архитектурные сооружения. У моста на Каменный остров было размещено небольшое изящное деревянное здание Гауптвахты. Другой каменный павильон, получивший впоследствии название Музыкального, был спроектирован на месте, где раньше находился трактир.
В наше время широкая дорога разделяет массивы бывших Старого и Нового английских садов.
Был высажен заново на присоединённом к острову участке. Здесь частично использованы мотивы Старого английского сада. Буш учитывал моменты изменения деревьев в период роста и заказывал деревья одной породы, но разного возраста, разной толщины и высоты. Вдоль всего побережья высаживались аллеи из сибирских лиственниц и дубов.
На планах острова до 1824 г. территории которая получила название Новый английский пешеходный сад, не существовало. На этом месте находился залив. С одной стороны он омывал берег Елагина острова, а с другой – покрытый болотной растительностью островок. Уже на планах новых работ на 1824 г. можно увидеть, как изменилась эта местность.
К 1825 г. разбили «новый пешеходный аглицкий сад, частию насаженный российскими деревьями и кустами». Композиция этого сада, также как и предыдущего, строилась на сочетании водной поверхности и различных декоративных групп растений, высаженных по берегам. Зелёное убранство Нового английского сада всё высаживалось заново. Деревья привозились из местных древесных питомников. Создав новый район парка, архитекторы искусно скомпоновали различные породы деревьев и кустарников, связали их с характером рельефа, водной поверхностью и «построили пейзажи», обладающие большой художественной выразительностью.
Место выхода парка на взморье. К лету 1826 г. все запланированные работы по преобразованию острова были уже завершены. Только западная его оконечность не подвергалась никаким изменениям. Эта часть острова представляла собой длинный мыс, затопляемый даже при небольшом подъёме воды, с чахлой растительностью, баней и кузницей. Летом 1826 года было решено связать мыс с островом, находившимся севернее мыса. Образовавшуюся между мысом и островом протоку расширяют, придают ей вид пруда с мягкими извилистыми берегами. Дно залива было значительно углублено, а земля использована для повышения уровня вновь созданного участка. В результате Елагин остров получил совершенно новые очертания, площадь его увеличилась, а парковые ландшафты обогатились панорамой морских просторов. Плавной линией мыс окаймляли широкая каретная и узкая пешеходная дороги. Новая часть острова стала называться Западной стрелкой. К середине XIXвека в Петербурге сложилась изысканная традиция – любование закатным солцем на Западной стрелке Елагина острова, называемой в то время «пуанте». В 1925-1926 гг., после наводнения 1924 г., были проведены работы по благоустройству и восстановлению парка. Именно к этому периоду относится сооружение широкой террасы на Морской стрелке. По проекту архитектора Л.А. Ильина силуэт набережной повторяет очертания плавной линии горизонта и органично сливается с природой. Украшением западной стрелки становятся два сторожевых льва. Оформление Морской стрелки перекликается с оформлением дворца – чугунные львы украшают террасу Елагина дворца.
Вы успешно подписаны.
Что-то пошло не так.