Для СМИ

Ты же солнце наше! В ЦПКиО им. Кирова открылась выставка «Не ждали»

Опубликовано 24.01.2019
Елагин остров сейчас засыпан снегом, почти безлюден. Только отдельные экстремалы - любители прогуляться в метель встречаются иногда на аллеях. Я не любитель всей этой снежно-ледяной красы, зато - любитель искусства. И как было пропустить выставку театрального художника Игоря Шаймарданова «Не ждали», которая будет открыта в Конюшенном корпусе Елагиноостровского дворца совсем недолго - после 27 января отправится в Москву, потом в Псков.

07052019_06.jpg

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

У входа сделана фотозона, как это нынче повсеместно принято. На манекене - фрак из ткани в цветочек, напоминающий уютный домашний халат, рядом - цилиндр из такой же веселенькой ткани и золоченая рамка. Можно примерить на себя образ Пушкина и сделать селфи. Музей проводит конкурс, лучшее фото будет награждено.

Почти 50 работ Игоря Шаймарданова представляют серию «Деревенский Пушкин».

- Для меня этот период жизни Пушкина, с 1824-го по 1826 год (ссылка в Михайловское. - Прим. автора), очень важен, - говорит художник. - Мне кажется, что именно там, в Михайловском, живя уединенно, в глуши и тиши, он созрел как поэт.

Сам Александр Сергеевич не раз с благодарностью писал о жизни в деревне, вдали от холодной столицы, балов и чиновников:

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины;
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны...

50 работ - 50 маленьких историй из деревенской жизни поэта, забавных и печальных. Хмурый день, зима, все завалено снегом, прямо как сейчас в Петербурге. Но в отличие от нас Пушкин не ругает власти и дворников, а сам убирает снег.

На другой картине - укутанный в тулуп ямщик привез на лошадке письмо барину от Анны Керн, а Пушкин, выскочивший на холод в одной красной рубашке, пляшет. А вот он в лунную летнюю ночь поет под горящим окном в Тригорском серенаду...

В «Бессоннице» - поэт сидит с псом на крыльце, смотрит на звезды. Вот он едет из Тригорского, дремлет, сидя верхом на белом коне. Или - сочиняет стихи? Конь-то - крылатый, Пегас.

Везде, в любой ситуации, Пушкин у Шаймарданова изображен в цилиндре. И только на одной картине - простоволосый: отдал свой цилиндр снеговику.

«С Пушкиным на дружеской ноге» художник с давних пор. Первой серией, посвященной поэту, стал «Ситцевый Пушкин» 2001 года.

- В 1999 году, работая в Псковском драматическом театре художником-постановщиком и участвуя в выпуске спектакля к юбилею поэта, я по должностным обязанностям покупал ткани на костюмы к спектаклю, - рассказывает Шаймарданов. - И по всей видимости был настолько погружен в Пушкина, в его образы, в тему, что, глядя на отрезы ситца, вдруг увидел среди цветочных орнаментов выглядывающего Александра Сергеевича...

Фрак и цилиндр из ситца, которые мы видим сейчас на выставке в Елагином дворце, - напоминание об этой серии.

Выставка открывает череду мероприятий, которых, конечно, будет много в год 220-летия со дня рождения поэта. Наверное, не обойдется без официозных и скучноватых. Но, надеюсь, будут и такие, где поэт предстанет перед нами живым, как у Игоря Шаймарданова, «без бронзы и монументализма, без пьедестала и недосягаемости».

Эта тенденция - сдуть пыль с облика классиков, которых мы проходим в школе, показать, как легко и свободно они вписываются в нашу современную жизнь, сейчас довольно заметна в искусстве. Я, например, с увлечением слежу за творчеством московской художницы Евгении Двоскиной, у которой есть графическая серия, посвященная Пушкину. Она все время пополняется, художница, на радость многочисленным поклонникам, выкладывает картинки в социальных сетях. Манера рисунка - легкая, трепетная, чем-то напоминает крылатый пушкинский почерк. Поэт в цилиндре и со смартфоном едет в метро. Кутаясь в яркий шарф, сидит с чашкой кофе и ноутбуком в уличном кафе («Холодно. И работать надо»). Пушкин дома, задумался перед лэптопом, рядом куча бумаг, на которые уселся черный котик («Я был рожден для жизни мирной...»). Одетый в цилиндр и пуховик, с хипстерским рюкзачком за спиной, гуляет в осеннем парке, кормит белок. А вот - стоит на сцене с гитарой, читая свои стихи в стиле рэп.

А еще вспоминается песня «Черная речка» из репертуара кабаре-бенда «Серебряная свадьба»:

Саша, Саша, погоди!
Саша, Саша не ходи
На речку, на Черную речку,
Там конечная...
Саша, Саша, Саша, Саша!
Ты же солнце наше...

Песня - печальная и трогательная. Лексика простая, а мелодия - магическая, словно плач по близкому человеку.


#ЦПКиО #выставка #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 012 (6365) от 24.01.2019 под заголовком «Ты же солнце наше!».